МБОУ СОШ №12

 

Приморский край, Ханкайский район, с. Первомайское
улица Пушкина 1-а
Телефон: 8-42-349-96-4-39





Управление народного образования
Главная Семейные ценности

Семейные ценности

Информация о семье и семейных ценностях

Понятие семьи и семейных ценностей

Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семья – это первичное лоно человеческой культуры, так как в ней в человека закладывается все то, что станет потом его сущностью, его способом действовать в этом мире. Не случайно немецкий богослов Толук сказал: «Мир управляется из детской». Мир не только строится из детской, разрушается в ней, здесь прокладываются не только пути спасения, но пути гибели. Поэтому семью называют «лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных, общественных, государственных.

Семья, — как говорил русский философ И.А. Ильин, — это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности (Н.А. Бердяев).

Семейные ценности — явная (открыто одобряемая и культивируемая в кругу семьи) или неявная характерная для семьи совокупность представлений, которая влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия и т. п.

По федеральному закону Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступающему в силу с 1 сентябра 2012 года (статья 5, пункт 5), к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится, среди прочей, информация, «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи». Определение семейным ценностям закон однако не даёт.

Информация о семье

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью.В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно — какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности — семья — это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья — это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера, к которым относятся:

— факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

— структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

— материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

— личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

— психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

— помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или озлобление.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию свободы, основанной на уважении свободы и права других.

Такая семья является школой здорового чувства частной собственности, самодеятельности и инициативы, социальной взаимопомощи и верности.

В такой семье нет проблем отцов и детей, так как непонимание отцов и детей возникает из-за быстрой смены вкусов, уклада, воззрений, а духовные основы жизни не поддаются влиянию моды и технических изобретений.

Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.

Что такое семья? Размышления на тему

Семейный психолог Ирина Рахимова

Что такое семья, когда она образуется? Момент регистрации объединяет двоих людей, прежде всего, тем, что они дают обязательства друг другу. Сознавая это или нет, мы даем при этом друг другу и обязательства, и права над собой. (Даже если мы относимся с долей иронии к самой процедуре, которая, действительно, является пародией на таинство венчания.) Ведь с древнейших времен были такие страшные вещи как клятва и обет. Люди очень боялись поклясться в чем-то  ложном или нарушить данный обет. Потому что понимали, что слова имеют огромное мистическое значение. А штамп только напоминает, что эти слова действительно были произнесены. Именно обязательства позволяют людям быть вместе. Во всем вместе. С момента регистрации уже не «я» и «ты», а «мы». В первые годы семьи отношений должно закрепиться это представление «мы».

ВладимирГурболиков

С моей точки зрения, люди создали семью с того момента, когда они перешли черту товарищеского общения – когда они вступили в семейные отношения, то есть в близкие отношения. Другой вопрос, какую семью они создали и чем им придется заплатить за это. Очень часто, к сожалению, в этом сожительстве с чьей-то стороны есть подлинная любовь, попытка ее реализовать, а со стороны другого человека есть желание использование своего партнера. Это бывает очень часто, и это очень большая ошибка. С духовной точки зрения, подлинной семьей является тот союз, который сначала попросил благословения у своих родителей, у общества, у Бога. Потому что любовь – это большое дело, которое сопряжено, как морской переход, с бурями, с трудностями…

Кризисный психолог Михаил Хасьминский

Семья это не игрушка. У семьи есть свои законы. Свои правила есть даже у столяров, которые делают деревянные табуретки. А законы создания счастливой семьи гораздо сложнее… А что получается при создании современных семей? Встретились два человека, понравились друг другу, помечтали и решили создать хороший и красивый дом. Расчеты,

эскизы делать не стали, фундамента нет, а есть только стремление пожить красиво…

Психолог Михаил Завалов

Психология семьи. Нередко можно услышать, что отношения в семье – это тюрьма для любви с ее свободой. Это правда – но только в том случае, если ставить во главу угла влюбленность и романтику. Когда люди живут вместе, им приходится погружаться в неромантические вещи: где достать денег, как пережить визит родственников супруга или что делать с грязными носками. Да, у всех живых людей откуда-то появляются грязные носки, и игнорировать эту проблему при совместной жизни никак не удается. Для чисто романтических отношений нужна специальная обстановка – роскошный дворец или берег моря, – где «неприглядные» аспекты бытия можно спрятать друг от друга. Кроме того, романтическая любовь склонна противопоставлять себя всему миру и обществу с его институтами, включая брак. Много ли мы знаем романов и фильмов про счастливые семьи, да еще без измены?

Психолог Людмила Ермакова

Отношения в семье подразумевают высокую степень доверия. Мой муж или моя жена – тот человек, на которого я могу положиться. Не зря же есть такое понимание: «Муж – это каменная стена». Но и жена – это помощница мужу. Значит, должна присутствовать высокая степень доверия и ответственности одного человека за другого…

Протоиерей Игорь Гагарин

Чего люди ищут в браке? Они ищут счастья. Если любого человека, который идет в ЗАГС или под венец, спросить, чего человек ожидает от семьи, он, конечно, ответит: счастья. И не надо стесняться этого, потому что человек действительно должен стремиться к счастью. И он надеется, что когда рядом с ним появится другой человек, который будет любить его и которого будет любить он, то это и будет счастье. Правы эти люди или нет? Я думаю, что, по большому счету, правы. Это действительно счастье, если ты встретишь человека, который будет восполнением тебя, который будет самым родным и близким человеком. Потому что человек такое существо, который не может быть один, который стремится к общению, а высшая полнота общения осуществляется в браке. Поэтому, конечно, семья это счастье.

Священник Павел Гумеров

Почему счастливая семья это счастье? Потому что семья помогает нам постоянно, ежедневно ощущать, что есть кто-то , кого мы любим более, чем себя. Известно, например, что родители, как правило, любят детей больше, чем дети родителей. Но родители от этого не становятся менее счастливыми. Ибо дети способны дать им гораздо больше радости, хорошего настроения, чем мы им. Может быть, прозвучит несколько пафосно, но скажу, что соотношение сил добра и зла в мире зависит от того, есть ли мир в каждой конкретной семье или там царит грех и зло. Легче легкого ругать правительство, реформаторов, олигархов, а самим изменять женам, делать аборты или бросать детей в роддомах. Или даже постоянными ссорами и конфликтами отравлять жизнь себе и своим близким.

Кризисный психолог Михаил Хасьминский

Созданию крепкой семьи необходимо учиться. Семьи психология. Близкие устойчивые отношения между людьми, тем более в семье – это сложная система, можно даже сказать, что семья – это живой организм. В нем есть свои механизмы взаимодействия, принципы функционирования, которые позволяют этой системе долго и эффективно работать. Можно идти и путем набивания «шишек», но только это очень болезненный, тяжелейший путь, который связан со многими ненужными страданиями. И при этом нет никакой гарантии, что опыт все же будет приобретен. Чаще шишки набиваются, а толку нет.

 


 

О семейных ценностях

Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один взрослый и один ребенок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребенка с точки зрения психологов? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда – то были детьми?

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Все родители надеются видеть своих детей счастливыми, но, к сожалению, не все связывают понятие «счастье» с выработкой у ребенка общественного долга. Ведь только поняв, в чем истинный смысл счастья, отец и мать смогут обеспечить счастливое детство, которое бы готовило ребенка к будущей жизни.

Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах повседневно – все это имеет огромное значение в воспитании личности.

«Ты не один на свете» — эту истину трудно ребенку усвоить, если он не постигнет ее на практике. Надо, чтобы он постоянно видел, что в семье все делается поровну – труд, забота, внимание, лакомства, радость, огорчения. Атмосфера равенства и взаимной ответственности является своеобразной профилактикой эгоизма, потребительства, беспомощности, лени, чувства исключительности.

Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.

Эмоциональная атмосфера семьи – это тоже своего рода традиция. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не послушается до тех пор, пока не накричат на него.

Тональность отношений складывается из мелочей. Прислушайтесь, в каком ключе настроены голоса членов семьи. Как строится диалог? Что преобладает – раздражение, угрюмость или спокойствие, приветливость, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все – наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если ребенок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и ребенок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.

Умеем ли мы построить свой разговор с ребенком? Не с позиции мамы и папы, а как-то  персонально, открыто, не прячась за свои роли? Эта способность в большей степени зависит от того, были ли в нашем собственном детстве такие человеческие разговоры. Слушал ли нас кто-нибудь , принимал ли всерьез, или мы были только статистами и молчаливыми слушателями чужих монологов? Как трудно переучиваться, если собственный детский опыт был негативным!

И мы, помня обиды и боли собственного детства, порою ужасаемся, понимая, что по отношению к собственным детям ведем себя точно так же неправильно, как вели себя с нами наши родители. Наверное, поэтому родительство – самая трудная жизненная задача: здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность, зато каждый в своем ребенке видит себя.

Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных критериев. Чему учится ребенок в семейном коллективе? Какие нравственные ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с требованиями, предъявленными к ребенку? Все эти и многие другие вопросы следовало бы почаще обращать нам к самим себе.

 

Цитаты и афоризмы о семье, родителях и детях

— …Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально «не могут жить друг без друга». (Чернышевский Н. Г.)

— Лучшая школа дисциплины есть семья. (Смайлс С.)

— Когда кто-нибудь  из домашних совершает проступок, не нужно набрасываться на него с попреками, но не следует и делать вид, будто ничего не произошло. Если об этом проступке неудобно говорить напрямик, скажите намеком, приведя подходящий к случаю пример. Если вас не поймут сразу, повторяйте свои наставления день за днем, и они возымеют действие подобно тому, как весенний ветер разгоняет холод и теплый воздух топит лед. Вот как нужно вести себя в семейной жизни. (Х. Цзычен)

— В семейной жизни главное — терпение. (Чернышевский Н. Г.)

— Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. (Гете И.)

— От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар — жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг — вылечить и выходить их! (Леонардо да Винчи)

— Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)

— Знаете ли вы самое верное средство сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его ни в чем не знать отказа… Сначала он потребует трость, которую вы держите; потом ваши часы; потом птицу, которая летает; потом звезду, которая сияет на небе; он будет требовать все, что увидит; не будучи Богом, как вы его удовлетворите? (Руссо Ж.)

— Когда родители умны и добродетельно скромны, то благонравны и сыны. (Брант С.)

— Материнская любовь — самый общераспространенный и самый общепринятый пример продуктивной любви; сама ее сущность — забота и ответственность. (Фромм Э.)

— Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. (Екатерина Великая)

— К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. (Сократ)

— Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных людей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им. Ни бедность, ни работа, ни уважение людей не избавляют его от обязанности кормить своих детей и воспитывать их самому. (Руссо Ж.)

— Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей. (Демокрит)

— Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца. (Грибоедов А. С.)

— Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то : брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры. (Екатерина Великая)

http://detsad-len.narod.ru/dlya_vas_roditeli/semya_i_semeinie_tsennosti/

— Приятие человека таким, какой он есть, с его привычками и взглядами — высшая мудрость семейной жизни.

— Ребенок сначала связан с родителями посредством пуповины, потом – посредством объятия, потом – посредством домашнего обеспечения, потом – посредством заботы и внимания. А в конце, если пожелает, посредством обязанности.

— С годами море, в котором я – чужой, всё обширней. Единственная моя суша – семья.

— Семейная жизнь зависит от того, какой ты ее член.

— Семейная жизнь с точки зрения математики: слагаемые превращаются в сомножители.

— Семейный очаг — это обычный очаг, который согревает дом, но только если каждый член семьи сжигает в нем частичку себя.

— Семейный очаг будет гореть только тогда, когда ни одному из супругов не перекрыт кислород.

— Семейный очаг не только дает тепло, но порой и чадит.

— Семья — не ячейка государства. Семья — это государство и есть.

— Семья — один из шедевров природы.

— Семья — популярнейший жанр творчества.

— Семья — это корень жизни.

— Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

— Семья всегда будет основой общества.

— Семья всего, что мы познаем, лежит в нас.

— Семья переносит все, кроме тяжелого характера супругов.

— Семья-7 Я: муж, жена, родители мужа, родители жены, дети.

— Три грани супружеских отношений — духовная, физическая и бытовая — три опорных точки, на которых зиждется семейное счастье.

http://metaforism.ru/theme/semya/300/

 

Информационно-методические материалы для организации работы

с учащимися и родителями

(интернет-ресурсы и литература)

  1. Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей, г. Калининград, 2011. http://www.koiro.edu.ru/files/act/study/dno/classtime_metod_2011.pdf /В рекомендациях по организации классных часов, направленных на формирование семейных ценностей у учащихся представлены ссылки на программы и учебно-методические комплексы по указанной теме, краткие комментарии по проведению занятий в начальной, средней и старшей школе. Кроме этого в приложении представлены программы и сценарии данных занятий/.
  2. Методические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: „Спасибо!“, посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область. http://imcingavino.68edu.ru/document/pismo1sent.doc
  3. Методические рекомендации по проведению первого урока, посвященного году семьи, Воронежская область. http://www.otdel-ostrogosk.narod.ru/rmk/metod/07-4639.doc /В рекомендациях представлены условия проведения занятия, технологическая карта проведения урока, рекомендации по подбору тем занятия исходя из возраста детей, а также семьи, а также учебные материалы — детские рассказы и сказки, задания и игры о маме, папе, бабушке, дедушке, братьях и сестрах.
  4. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи // http://elementy.ru/lib/430650
  5. Семейные ценности. Сайт // http://semcennosti.info/
  6. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная поддержка семьи: презентации к уроку // http://festival.1september.ru/articles/61441
  7. Родительское собрание «Ценности современной семьи» http://oshgrod.blog.tut.by/2012/03/01/roditelskoe-sobranie-tsennosti-sovremennoy-semi/
  8. Родительское собрание по теме «Влияние семьи на ребенка»
  9. Классный час «Наша дружная семья»
  10. Родительское собрание в 7-м классе «Семейные ценности в современном обществе»
  11. Классный час «Семейные ценности. Настоящее и прошлое»
  12. Родительское собрание «Семья – главная ценность в жизни». 8-й класс
  13. Внеклассное мероприятие «В кругу семьи»
  14. Внеклассное мероприятие «А всему начало — отчий дом»
  15. Утренник для начальной школы «Наша дружная семья»
  16. Классный час «Презентация семьи»
  17. Классный час «Семья в моей жизни» http://school94.ru/docs/semja-kak_mnogo_v_ehtom_slove.docx

18. Классный час «Семья это 7 я»

19. Семейный праздник: «Родительский дом, начало начал» (по материалам Л. Сусловой, Т. Елиференко, учителей начальных классов гимназии №  22 Белгорода; журнал «Воспитание школьников, №  4, 2008 г.)

20. Занятие по теме: «Подвиг матери» (по материалам Л.А. Лопатиной: Лопатина А. А., Скребцова М. В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – м., 2007)

21. Занятие по теме: «Любовь отца» (по материалам Л.А. Лопатиной: Лопатина А. А., Скребцова М. В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – м., 2007)

22. Занятие по теме: «Построим „Дом счастья“!» (по материалам Н. Мелковой, заведующей библиотекой средней школы №  48 г. Кемерово; журнал «Воспитание школьников, №  2, 2008 г.)

23. Классный час для учащихся IX класса «Свет в окне – пусть не гаснет он никогда!» (по материалам А. Артеменко, Н. Шумилова, педагоги МОУСОШ №  7 г. Краснозаводска московской области; журнал «Воспитание школьников», №  2, 2008)

24. Сценарий и методические рекомендации для проведения занятия «Любовь матери»

25. Сценарий тренинга для старшеклассников «Готовность молодых людей к браку и семейной жизни»

26. Педагогика №  3 2008 г. / Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи, стр.48 — 59.

27. Воспитание школьников

№  1, 2008 г. / Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье, стр. 45 — 49.

№  2, 2008 г. / 2008 год – год семь, стр. 16; Игра «Дом счастья», стр. 75 — 79.

№  3, 2008 г. / Семейный совет «Под счастливой крышей», стр.74 — 79.

  1. Классный руководитель №  8, 2007

Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102,

Семейный вечер «семейному кораблю – счастливого плавания», стр. 103 – 111.